http://biosafety.ru/
Альянс СНГ  «За Биобезопасность»
English  Контакты
Новости
Общественный контроль
Альтернативы ГМО
События
Издания
Фотоальбом
Глоссарий
Архив
www.organicproduct.ru

Цели, методы и инструменты общественного контроля

Цели, методы и инструменты общественного контроля
В этом разделе рассматривается широкий спектр методов общественного контроля в области биобезопасности, которые уже применяются или могут применяться в будущем. Цели и задачи общественного контроля.


Поскольку выбор методов общественного контроля напрямую зависит от поставленных целей и задач, остановимся сначала на самом формировании целей работы. Ведь от того, насколько четко будут поставлены цели и задачи кампании, насколько сами исполнители будут их понимать и принимать, во многом зависит конечный результат работы. Прежде всего, необходимо разграничить такие понятия, как глобальная цель всей деятельности организации, цель конкретной кампании, задачи, методы.

Видение – это идеальная картина, собственное понимание «светлого будущего». Например, в сфере биобезопасности идеальным могут считаться полный переход на органическое земледелие и производство экологически чистых продуктов. Определить свое видение очень важно: во-первых, вполне может оказаться, что участники организации совершенно по-разному представляют себе «идеальный мир», а соответственно, их представления о целях и методах тоже будут разниться. Во-вторых, важно помнить, что работа в области общественного контроля рассчитана не только на решение сегодняшних проблем, но и в целом на изменение мира к лучшему.

Глобальная цель (или как пишут в западных учебниках – «миссия») – один из этапов на пути продвижения к идеальной картине. Например, официальное объявление страны зоной, свободной от ГМО.

Цель кампании не должна быть слишком глобальной, заведомо нереальной или абстрактной. Так, например, кампании с целями «добиться полного запрета на выращивание и распространение ГМО в мире (стране)» или «повысить информированность населения по вопросам биобезопасности» заранее, еще на стадии планирования, обречены если не на полный провал, то уж точно на крайне низкую эффективность: достижение первой цели в обозримом будущем невозможно, результаты второй непонятно как измерять и оценивать. Любую глобальную цель всегда можно разбить на несколько более достижимых, тех, результаты которых можно, что называется, пощупать руками. Еще на стадии определения цели нужно рассчитывать свои силы.

Цели могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Важно еще на стадии планирования установить временные рамки работы по кампании. Понятно, что в случае с такой комплексной проблемой, как ГМО, это сделать довольно сложно. И, тем не менее, нужно наметить хоть какую-то временную точку для того, чтобы иметь возможность остановиться и подвести итоги проделанной работы. Полезно также подводить промежуточные итоги работы.

Задачи – это шаги по достижению цели. Они должны быть четкими как по времени, так и по содержанию. Важно, чтобы они были реалистичными, достижимыми, результат решения каждой задачи можно увидеть, пощупать, посчитать.

Деятельность – мероприятия, которые будут реализованы для решения каждой из задач. Например, если задача сформулирована как «проведение информационной кампании в СМИ», то в списке мероприятий можно обозначить: подготовка 2 статей для областных и 3 статей для городских газет, проведение пресс-конференции на такую-то тему, размещение информации на таких-то сайтах и т.д. Ключевые вопросы, которыми можно руководствоваться при составлении плана мероприятий: «Что должно быть сделано?», «Кто за это отвечает?», «Что мы получим в результате?».

Рассмотрим пример одного из направлений деятельности Альянса СНГ «За биобезопасность».
Члены Альянса СНГ «За биобезопасность», созданного в апреле 2004 г., в «светлом будущем» хотели бы, чтобы ГМО не использовались в продуктах питания для человека, пока не будет доказана их полная безопасность.

Одной из своих глобальных целей Альянс считает обеспечение права выбора потребителя.
Достижимая цель, способствующая приближению к глобальной: принятие законодательства о маркировке в странах СНГ, где его нет и выполнение существующего законодательства о маркировке в странах, где оно принято.

Для достижения этой цели Альянс считает необходимым решение следующих задач:
• содействие созданию систем государственного и общественного контроля над содержанием ГМО в продуктах питания;
• обеспечение доступа общественности к системе контроля;
• обеспечение доступа потребителей к информации о рисках, которые несут ГМО.
• Среди методов решения поставленных задач:
• взаимодействие с уполномоченными госструктурами на уровне регионов;
• сотрудничество с формирующимися независимыми лабораториями;
• сбор информации о продуктах, содержащих и не содержащих ГМО;
• выявление непромаркированных продуктов, содержащих ГМО;
• организация публикаций в СМИ.

Некоторые мероприятия, направленные на решение этих задач:
проведение круглых столов и конференций со специалистами и представителями органов власти;
• запросы в органы власти с целью получения информации о содержании ГМО в продуктах питания в регионе;
• создание общедоступных баз данных продуктов, содержащих и не содержащих ГМО;
• семинары для бизнеса по проблемам безопасности и конкурентоспособности продукции, содержащей ГМО;
• выборочное тестирование продуктов;
• совместные акции по тестированию с организациями, не входящими в Альянс, информационная поддержка таких акций;
• проведение пресс-конференций с использованием различных информационных поводов;
• участие в пресс-конференциях в коалиции с другими заинтересованными сторонами;
• публикация материалов на тематическом(их) сайте(ах);
• организация судебных исков, направленных на защиту прав потребителей в сфере ГМО;
• информационная поддержка судебных исков партнерских организаций, не входящих в Альянс.
Общественный контроль может осуществляться на различных уровнях – национальном, региональном, локальном, на уровне отдельных объектов. На каком уровне будет работать организация, зависит от поставленных целей, а также от реальных возможностей и влиятельности организации.

Национальный уровень
Работать на национальном уровне довольно сложно, особенно в такой большой стране, как Россия. Чтобы эффективно работать на национальном уровне, необходимо иметь реальные рычаги воздействия на федеральные власти, иметь хорошие связи с общероссийскими СМИ. А для этого, прежде всего, нужно, чтобы организацию знали и уважали. Работая на локальном уровне, нужно прилагать определенные усилия к тому, чтобы информация о деятельности организации распространялась довольно широко. Более подробно об информационной деятельности мы поговорим ниже.

Еще одна возможность работы на национальном уровне – воздействие на депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации в регионе. Депутат Государственной Думы обязан идти на контакт с избирателями, реагировать на обращения граждан. Если найти общий язык с депутатом, убедить его в важности проблемы и необходимости принять меры (лучше предложить – какие именно), он может обратиться с депутатским запросом, выступить с законотворческой инициативой в Государственную Думу.

Пример подобной работы по взаимодействию с депутатами есть в Костроме и Рязани.
По опыту различных региональных организаций, сегодня работа в области общественного контроля на национальном уровне в большинстве случаев либо вообще не ведется, либо ведутся только информационные кампании.

Региональный уровень
Общественный контроль на региональном уровне очень важен, так как у субъектов РФ есть полномочия по принятию собственных законов по регулированию и контролю ГМО (Закон о маркировке ГМ-продуктов, поправки в Закон о защите прав потребителей и т.д.). Теоретически, отдельные регионы даже могут объявить себя зонами, свободными от ГМО. Важна также и работа с производителями.

Информационная работа, на наш взгляд, является неотъемлемой частью общественного контроля на региональном уровне. Население многих регионов не имеет четкого представления о том, что такое ГМО, какие потенциальные риски связаны с их выращиванием и употреблением в пищу. Известно, что на местах люди чаще получают информацию из региональных СМИ, поэтому важно, чтобы информация о ГМО в них публиковалась.

Локальный уровень
Пока в России не было прецедентов, чтобы какой-либо город или районный центр объявил себя зоной, свободной от ГМО, или отказался бы выращивать ГМ-культуры (в Европе таких примеров довольно много). В России добиться этого, вероятно, будет довольно сложно, так как в подавляющем большинстве городские и районные администрации сильно зависят от властей субъектов Федерации. Однако, очень важной представляется работа с местными производителями и потребителями.

Уровень отдельных хозяйственных объектов
Работа по общественному контролю может быть сконцентрирована и на каком-либо отдельном объекте – фермерском хозяйстве, компании-производителе и т.д. Такой узкий срез позволяет более тесно взаимодействовать с выбранным объектом, путем совместного обсуждения выработать выгодную обеим сторонам политику. Она может заключаться, например, в отказе компании от закупки ГМ-сырья, в переориентации фермерского хозяйства на органические технологии сельского хозяйства.

Уровень отдельной семьи (группы)
Человек, семья, группа людей могут лично для себя решить, например, что они не будут покупать продукцию той или иной фирмы. Конечно, это просто индивидуальная позиция. Но в данном случае мы говорим об этом как об уровне общественного контроля, так как пример отдельного человека может быть «заразителен» для многих. Кончено, этим невозможно повлиять на политику крупной компании, но вполне реально содействовать повышению сознательности потребителей.

Цели общественного контроля
Поскольку выбор методов работы напрямую зависит от поставленных целей, мы будем придерживаться этой логики и при рассмотрении основных методов общественного контроля в области биобезопасности. В качестве отправной точки мы определили его основные цели следующим образом:
Цель 1. Анализ ситуации в области биобезопасности, составление полной картины ситуации.
Цель 2. Открытость информации.
Цель 3. Противодействие коррупции, открытость финансовых потоков.
Цель 4. Социальная ответственность бизнеса, прозрачность деятельности бизнеса.
Цель 5. Открытость процедуры принятия решений.
Цель 6. Принятие законов и других нормативных актов различного уровня, усиливающих контроль или ограничивающих производство и распространение ГМО, контроль над соблюдением действующего законодательства.
Цель 7. Обеспечение права выбора для потребителя (глобальная цель).

При использовании информации ссылка на biosafety.ru обязательна
Вернуться К началу страницы


Пресс-конференция проекта «Фактор ГМО»
Переиздание исследования Сералини: наука говорит за себя
Правительство отложит введение в России сертификации ГМО-семян
Минсельхоз России решил проверять семена, используемые в РФ, на наличие ГМО
ГМО, не прошедшие экспертизу в России, могут быть запрещены к ввозу
Архив
Сайт поддерживается Кампанией МСоЭС "За биобезопасность"
и Экологическим клубом "Эремурус", © 2004-2007
Разработка сайта: Андрей Копейкин