http://biosafety.ru/
Альянс СНГ  «За Биобезопасность»
English  Контакты
Новости
Общественный контроль
Альтернативы ГМО
События
Издания
Фотоальбом
Глоссарий
Архив
www.organicproduct.ru

Цель 3. Противодействие коррупции, открытость финансовых потоков

Цель 3. Противодействие коррупции, открытость финансовых потоков
Формирование «Досье на корпорации». Сбор информации об основных персоналиях в области биобезопасности. Выявление источников финансирования проектов по созданию ГМО и изучению их безопасности. Взаимодействие с зарубежными партнерами.

Известно, что на мировом сельскохозяйственном и продовольственном рынке действует несколько транснациональных корпораций-гигантов («Монсанто», «Байер» и др.). Общеизвестно также, что в целях увеличения своих прибылей и захвата новых рынков эти корпорации активно содействуют принятию выгодных им законов, финансируют научные разработки и получение выгодных для них результатов оценки безопасности ГМ-продуктов, создают и финансируют квазиобщественные группы и т.д. В качестве примера можно привести скандал с дачей взяток представителями «Монсанто» чиновникам в Индонезии. 6 января 2005 г. с компании «Монсанто» взыскан штраф в размере 1,5 млн. долларов за подкуп правительственных лиц Индонезии. Подкуп был предпринят для того, чтобы избежать проведения экологической экспертизы ГМ-хлопка, устойчивого к Bt-токсину. По данным органов США, проводивших расследование, «Монсанто» заплатила индонезийским чиновникам за аннулирование требования об обязательной экологической экспертизе 50 тыс. долларов. Также «Монсанто» обвиняется в подделке счетов и других документов и в осуществлении «сомнительных затрат», таких как покупка земли и строительство дома на имя жены министра сельского хозяйства Индонезии. В общей сложности, действующим и прошлым чиновникам Индонезии и членам их семей за период с 1997 по 2002 г. было выплачено около 700 тыс. долларов.

В этой связи большое значение приобретает работа по отслеживанию финансовых потоков и противодействию коррупции.

Формирование «Досье на корпорации»
Этот метод давно уже используется экологическими организациями в разных странах мира. Одна из наиболее известных организаций, осуществляющих контроль за корпорациями – «Корпвотч» (Corpwatch) (США). Эта организация была создана в 1996 г., в ней работают всего пять человек. Но менее чем за 10 лет они успели собрать, структурировать, проанализировать огромное количество информации, изрядно подрывающей репутацию множества транснациональных корпораций, таких как «Найк».

Группа Corpwatch ведет также свои тематические расследования в области биотехнологий, коррупции, экологии, сельского хозяйства, глобализации, прав человека, энергетики и т.д. Она также инициирует различные кампании (текущие кампании связаны с последствиями войны в Ираке и влиянием корпораций на результаты выборов). Одной из наиболее известных акций Corpwatch было присуждение корпорациям антиэкологической премии – Greenwash Award. Среди лауреатов этой премии можно выделить «Дюпон», «Филипп Моррис», «Найк», «Рибок».

В России и странах СНГ также многие организации формируют досье на корпорации по различной тематике – ядерной энергетике (группа «Экозащита!»), добыче и транспортировке нефти (Crude Accountability), кампания МСоЭС, ведущая «Нефтяное обозрение», и т.д.

Информацию о «темном прошлом» корпораций необходимо обнародовать – люди должны знать, кто приходит на их рынок, их былые «заслуги», чтобы не верить слепо радужным обещаниям, а трезво представлять себе, какие цели преследуют эти компании и поддерживаемые ими организации и отдельные эксперты.

При составлении «досье на корпорации» можно пользовать следующими источниками:

А) Интернет-сайты самих корпораций (как международных, так и региональных офисов). На сайте можно получить информацию об истории компании, ее деятельности в интересующей стране (регионе), производимой продукции, а также узнать о том, как компания позиционирует себя на рынке, какие обещания дает потребителям (например, называет себя социально ответственным предприятием). На сайте корпорации можно получить информацию о ее благотворительных программах (например, она отчисляет определенный процент прибыли на социальные или экологические проекты). Некоторые сайты компаний содержат минимальное количество информации, доступной общественности. Это тоже показатель ее «открытости» и «социальной ответственности».

Б) публикации в СМИ. Отечественные и зарубежные СМИ, в силу постоянного поиска сенсаций и скандалов, а также в рамках «черного пиара» конкурентов, часто печатают информацию о темном прошлом компании или ее теневых махинациях.

В) международные организации, специализирующиеся на общественном контроле, например, Corpwatch.

Г) информация от российских и зарубежных коллег (например, из различных листов рассылок, вроде gen-watch@seu.ru).

Вообще, можно собирать всю информацию, которая относится к деятельности интересующих нас корпораций. Возможно, что-то не пригодится никогда, но какая-то давняя статья может стать важным подспорьем в определенный момент. При формировании досье важно знать, из каких источников была получена та или иная информация (это может пригодиться, например, в случае судебных разбирательств).

Сбор информации об основных персоналиях в области биобезопасности
В России подобного рода сведения уже не являются большим секретом. Связь же чиновников с заинтересованным бизнесом выявить гораздо сложнее. Есть, например, косвенные данные, свидетельствующие об этом. Например, в июне 2002 г. в Москве прошла пресс-конференция, на которой состоялась презентация трансгенных сортов картофеля с участием Константина Скрябина, директора Центра «Биоинженерия» РАН, Роберта Хорша, вице-президента компании «Монсанто», Михаила Кирпичникова, первого заместителя министра промышленности, науки и технологий (ныне освобожден от должности в связи с упразднением министерства), и посла США Александра Вершбоу (переведен в 2005 г. из России).

«Любопытно: с чего это вдруг чиновники такого высокого ранга, как американский посол и российский замминистра, проявили такое внимание к достаточно заурядному мероприятию, как пресс-конференция об успехах в продвижении коммерческого проекта американской фирмы в сотрудничестве с российскими учеными?», – задает резонный вопрос корреспондент газеты «Время МН».

Такую информацию необходимо анализировать, распространять, обращать на эти аспекты внимание журналистов, в общем, делать максимально доступной широкой общественности.

Выявление источников финансирования проектов по созданию ГМО и изучению их безопасности
Деятельность различных научных институтов, занимающихся созданием и изучением ГМО, финансируется транснациональными корпорациями. Для многих институтов России и стран СНГ, которые имеют мизерное бюджетное финансирование, эти средства стали залогом выживания и процветания. Часто представители корпораций приводят в пользу своих доводов о безопасности ГМО данные якобы независимых научных исследований. На деле же зачастую оказывается, что эти исследования были профинансированы самой корпорацией, и, следовательно, не могут быть объективными.

Получение детальной информации на эту тему – отдельная работа, которую также необходимо наладить и в регионах. В целях общественного контроля было бы весьма полезно получить информацию о том, за счет каких средств были предприняты те или иные проекты в области создания или изучения ГМО.

В некоторых странах, где наука не настолько развита, чтобы обслуживать интересы корпораций, последние могут пойти на прямой подкуп местных чиновников для получения одобрения своей продукции. Дело о взяточничестве «Монсанто» в Индонезии, описанный выше, ярко об этом свидетельствует.

Взаимодействие с зарубежными партнерами
Как и во многих других сферах, обмен информацией с зарубежными коллегами может существенно помочь в обеспечении открытости финансовых потоков. При этом важно не только использовать зарубежную информацию, но и предоставлять в ответ материалы о деятельности корпораций, о случаях коррупции в стране (регионе), где действует организация. В отсутствии такой возможности на уровне региона можно обратиться к организациям в России и СНГ, которые могут оказать посредническую помощь. В 2002 г. помощь Кампании МСоЭС «За биобезопасность» новгородским организациям по сбору досье о международной благотворительной организации «Накормить детей» позволила минимизировать поступление гуманитарной помощи в виде непромаркированной трансгенной сои в область.

При использовании информации ссылка на biosafety.ru обязательна
Вернуться К началу страницы


Пресс-конференция проекта «Фактор ГМО»
Переиздание исследования Сералини: наука говорит за себя
Правительство отложит введение в России сертификации ГМО-семян
Минсельхоз России решил проверять семена, используемые в РФ, на наличие ГМО
ГМО, не прошедшие экспертизу в России, могут быть запрещены к ввозу
Архив
Сайт поддерживается Кампанией МСоЭС "За биобезопасность"
и Экологическим клубом "Эремурус", © 2004-2007
Разработка сайта: Андрей Копейкин