http://biosafety.ru/
Альянс СНГ  «За Биобезопасность»
English  Контакты
Новости
Общественный контроль
Альтернативы ГМО
События
Издания
Фотоальбом
Глоссарий
Архив
www.organicproduct.ru

08.09.13

Хитрый маркетинг: разночтения и тайны этикеток

"Чем внимательнее покупатель, тем сложнее его обхитрить", — думают продвинутые потребители, сосредоточенно читая этикетки на продуктах. На самом же деле, на рынке работает другая формула: чем внимательнее покупатель, тем изобретательнее уловки. Маркетологи давно поняли, как поймать на удочку тех, кто просматривает информацию на упаковках.

Рекомендовано тем, не знаю кем

Маркетологи, работающие с самыми известными мировыми брендами, многие годы используют прием отсылки к специалистам и разного рода ассоциациям. Надписи "протестировано/проверено/одобрено" придают покупателям уверенность в том, что продукт, который они приобретают, не вреден и не опасен для здоровья. Раз ассоциация стоматологов России рекомендует жвачки, значит можно жевать, не беспокоясь о кариесе. Если же ассоциация дерматологов одобрила крем, порошок или подгузники, то эти товары можно считать едва ли не противоаллергенным. Но задумываются ли покупатели, каким образом товары получают одобрение многочисленных специалистов?

На самом деле, технология появления на упаковке штампа "одобрено" проста — компании платят за это деньги. Согласно исследованию, проведенному изданием "Вечерний Петербург", долгосрочный контракт с каким-нибудь НИИ или очередным объединением может достигать 100 тысяч долларов, а одноразовая услуга, в зависимости от статуса организации, обходится производителям в сумму от 10 тысяч американских долларов. Очевидно, что такой маркетинговый ход немало бьет по бюджету компаний, но эффект не заставляет себя ждать.

Отсылаем на три буквы


В последние годы в продвинутых странах широко пропагандируется здоровый образ жизни. А там, где здоровье, там и натуральные продукты. Как только это веяние западной моды достигло наших евразийских широт, прилавки магазинов наводнили товары с громкими лозунгами "без ГМО", а также с приставками эко- и био-.

Сегодня надпись "не содержит ГМО"используется как призыв. Этот инструмент применяет в маркетинге едва ли не каждый третий российский производитель. Причем совершенно безнаказанно и необосновано. Тем временем, в Евросоюзе, США и нескольких других странах существует закон об едином стандарте для изготовления продуктов с маркировкой "био", который пресекает любые попытки выдать ненатуральный продукт за экологически чистый. Российские же потребители на данный момент абсолютно не защищены от обмана.

Здоров, но облапошен

Вообще, проявляющие заботу о своем здоровье граждане, создают плодородную почву для маркетинговых приманок. Так, на упаковках некоторых мучных и злаковых изделий, покупатели могут обнаружить надпись "Без глютена". Что такое этот самый глютен, совершенно очевидно, простой обыватель не знает, но в голове у него выстраивается логическая цепочка, сигнализирующая о том, что глютен — это нечто плохое, ведь иначе бы производитель не хвастался открыто об отсутствии этого компонента. Разумеется, напуганные потребители отдают предпочтения продуктам без глютена, и попадают в поставленную ловушку. Ведь на самом деле глютен — это всего лишь клейковина, представляющая собой основной белок злаковых. И опасен этот глютен лишь для больных довольно редким заболеванием глютеновой энтеропатией.

Куда спрятались "Е-шки"?

Война против вредных пищевых добавок развернулась в начале XXI века. Различные консерванты, стабилизаторы, эмульгаторы, красители, антиокислители и так далее подверглись критике сторонников здорового питания. Все эти добавки, которые помогали производителям делать продукты и вкусными, и красивыми, и долгоиграющими одновременно еще в 1953 году были объединены одной буквой — индексом Е (от Europe) с цифровыми кодами.

Однако прошло чуть менее полвека, и производители стали задумываться, как избавиться от злополучной буквы "Е" в графе о составе продукта. Сегодня с большинства продуктов, немыслимых без химических пищевых добавок (например, с этикеток сладких газировок), исчезли пресловутые пугающие покупателей Е. Ответ прост — производители вернули добавкам их настоящие названия, заметив, что сложные слова в данном случае будут более способствовать продажам, нежели имеющий плохую славу индекс. А чтобы окончательно успокоить покупателей, многие компании помещают на продукты маркировку "Без консервантов", справедливо полагая, что для спешного покупателя эта надпись сама по себе прозвучит убедительно, и состав продукта он читать не станет.

Ловим на живца любителей красивого словца

В время, как одни старательно скрывают компоненты своего продукта, другие, наоборот, придумывают необычные составляющие своего продукта. Так и появляются красивые, но в большинстве своем бессмысленные названия Lactobacillus (лактобактерии), L. Casei Imunitass, ActiRegularis и другие. Все эти составляющие якобы помогают поднимать иммунитет, решать проблемы с пищеварением, понижать холестерин, худеть и так далее. Однако на самом деле это только красивые сказки, в которые хотят верить даже самые продвинутые и внимательные покупатели. Разрушить эту сказку обыкновенный потребитель не в силах, однако в 2010 года это удалось сделать Европейскому агентству по безопасности пищевых продуктов (EFSA) во Франции. Оно инициировало проверку свойств йогуртов Danone, результаты которой показали, что никакими чудесными свойствами кисломолочные продукты этой компании не обладают. И представители Danone вынуждены были исключить из французской рекламной компании любые упоминания о волшебных составляющих.

Елизавета Польская
Источник: bigness.ru




При использовании информации ссылка на biosafety.ru обязательна
Вернуться К началу страницы


Пресс-конференция проекта «Фактор ГМО»
Переиздание исследования Сералини: наука говорит за себя
Правительство отложит введение в России сертификации ГМО-семян
Минсельхоз России решил проверять семена, используемые в РФ, на наличие ГМО
ГМО, не прошедшие экспертизу в России, могут быть запрещены к ввозу
Архив
Сайт поддерживается Кампанией МСоЭС "За биобезопасность"
и Экологическим клубом "Эремурус", © 2004-2007
Разработка сайта: Андрей Копейкин