|

Российский зеленый бренд: так ли все просто?

Президент России Владимир Путин поручил правительству создать национальный бренд «чистой зеленой продукции». Он считает, что он будет пользоваться успехом за рубежом. Но что нужно для того, чтобы выйти на рынок органики?

Экологически безопасная, сертифицированная органическая продукция, действительно пользуется спросом во всем мире. За последние 16 лет площади, на которых ведется такое хозяйство, увеличились в четыре раза, сертифицировано более двух миллионов органических производителей, более трех четвертей из которых находятся в развивающихся странах.

Органическое сельское хозяйство - стремительный рост

Несмотря на то, что Россия, действительно, имеет возможности стать крупнейшим производителем экологичной продукции (это подтверждается расчетами Министерства сельского хозяйства),  чтобы обосноваться на этом рынке нужны время и сельезные усилия. Недостаточно разработать и популяризовать единый российский экознак и сертифицировать производство.  Продукция должна соответствовать стандартам, признанным на международном уровне.

Как работают экостандарты?

Есть три типа органических стандартов. Это международные частные или межправительственные рамочные стандарты, такие как Международные базисные стандарты IFOAM или положения Комиссии по «Продовольственному Кодексу» (Codex Alimentarius Commission);  основные действующие стандарты, прописанные в Директиве Европейского Союза №2092/91 (с изменениями от 2007 и 2008 годов) или в Американской национальной органической программе (National Organic Program) и частные стандарты органического производства, такие как Деметер (Demeter), Натурланд (Naturland), Биоланд (Bioland), Эковин (Ekowin) и другие.

Кстати, с июня 2012 года  действует соглашение об эквивалентности органического производства между ЕС и США. Это означает, что Евросоюз и США взаимно признали правила органического производства и систему контроля. Товар под маркировкой USDA organic может продаваться в ЕС как органический без дополнительной сертификации и наоборот.

Только после прохождения сертификации по одному из основных или частных стандартов (куда в качестве базовых требований входят основные)  производитель из России может задуматься о поставках своего товара за рубеж. Затем уже ничто не мешает разместить на продукте единый российский экознак, пройти еще и национальную экосертификацию.

Единый российский стандарт и бренд могли бы принести пользу и на внутреннем рынке, где многие потребители готовы покупать экопродукцию. Но в любом случае, по мнению экспертов, без здоровой конкуренции не обойтись. Если сертификацию, пусть даже и по очень жесткому российскому стандарту, будут осуществлять только государственные органы, а независимые агентства к этому привлекаться не будут. Доверие к такому продукту не будет и у россиян.

Что такое органическое производство?

Система гарантий при производстве органической продукции базируется на четырех китах: государственный или частный стандарт, аккредитация сертифицирующих органов, собственно сертификация производства и переработки для получения знака соответствия и регулярная инспекция в хозяйствах.

В России будут производить экопродукты по закону

Общепринятые стандарты «organic» для животноводства предусматривают максимальное удовлетворение естественных потребностей каждого вида. Основа содержания - свободный выпас. А если в силу погодных условий животных приходится держать в закрытых помещениях, предусмотрена норма площади на каждую особь, позволяющая ей свободно передвигаться. Животным дают только сертифицированную органическую пищу; им никогда не вводят ни гормоны, ни антибиотики. Больное животное содержат отдельно от здоровых и лечат гомеопатическими средствами.

Переработка органического сырья также производится по строгим правилам. Полностью запрещены: химическое рафинирование и дезодорирование, гидрогенизация, радиационное облучение, искусственные консерванты, улучшители вкуса, подсластители, ароматизаторы, искусственная минерализация и витаминизация, генетически модифицированные ингредиенты.

Конечно, важно, чтобы такая продукция не только экспортировалась за рубеж, но и была более доступна потребителю и в России. Принятый в прошлом году закон должен работать и на эту цель. Ведь употребление экопродуктов поможет не только меньше вредить природе, но в итоге позволит покупателю получить выбор между традиционным продуктом, зачастую напичканным пестицидами, гормонами роста и другими опасными компонентами, и более полезной органической продукцией.

Виктория Копейкина
Biosafety.ru

 

Производителей ГМО предлагают занести в список

Контроль за ввозом продукции, содержащей генно-модифицированные организмы, не достаточен, поэтому необходимо сформировать чёткие контрольные механизмы в этой сфере и создать госреестр использующих ГМО производителей продуктов питания.  Об этом заявил сенатор Николай Федоров на заседании совета по вопросам АПК и природопользования 16 июля. Сообщает Парламентская газета. (далее…)

Канада прислала России кота в мешке

Россельхознадзор 7 июля опубликовал на своем сайте сообщение, в котором заявил о том, что в канадских поставках в кормах для животных обнаружны незаявленные  и незарегистрированные ГМ-компоненты. (далее…)

Узбекистан вспомнил о продуктах с ГМО

В Узбекистане планируют открыть лаборатории по определению генетически модифицированных организмов в пищевых продуктах. Заявил на этой неделе руководитель пресс-службы агентства «Узстандарт» Абдурауф Расулов. Об этом сообщили узбекские СМИ.

(далее…)